Симферопольский вокзал построен в 1951 году по проекту доктора
архитектуры, лауреата Сталинской премии СССР Александра Николаевича Душкина. Решение
о строительстве вокзала в Симферополе принималось в самых высоких инстанциях и утверждалось
самим Сталиным. Вокзал был задуман как главные ворота всесоюзной здравницы - главной
здравницы всей страны. На месте старого, разрушенного в войну вокзала развернулась
грандиозная стройка. В строительстве вокзала участвовала вся страна. Стены возводили
немецкие военнопленные. Новый вокзал сразу стал, да и до сих пор является гордостью
Симферополя, символом города. По тем временам это было грандиозное сооружение. Не
даром же, когда партии вдруг понадобилось лишить выдающегося архитектора Душкина
всех наград, снять с должности директора проектного института и отправить на пенсию,
они не нашли ничего лучше, как поставить ему в вину завышение стоимости проекта
и архитектурные излишества!. Однако тот вокзал, который симферопольцы увидели после
строительства по сравнению с тем, что мы видим сейчас был гораздо скромнее. За все
эти годы увеличилось количество пассажирских платформ и путей, почти в два раза
увеличилась привокзальная площадь.
Пассажирские платформы ЖД вокзала.
Вид на привокзальную площадь.
Первоначально новый ЖД вокзал в Симферополе
для посадки пассажиров имел всего две платформы (три пути).
Привокзальная площадь заканчивалась
сразу за башней с часами. Она была обрамлена рядом декоративных арок
в стиле арок самого здания вокзала.
Здание вокзала со стороны платформ.
Изначально первая платформа
была низкой. Высокой первую платформу сделали позже.
Вид сверху на привокзальную площадь.
Как видите, площадь изначально
использовалась как стоянка. Но размеров этой стоянки по тем
временам вполне хватало.
С момента строительства вокзала капитальных ремонтов
не было вплоть до 1999 года. Но к началу нового тысячелетие было решено
произвести капитальный ремонт и реконструкцию. По отчетам строителей,
опубликованным в прессе в ходе ремонта заменено 105 комплектов стрелочных
переводов, 14.67 километров пути, 3.41 километров решетки, осуществлен
ремонт мостов и железнодорожных переездов, выполнены реставрационные работы
по фасаду здания вокзала, водонапорной башни, камер хранения, заменена
кровля вокзала и прилегающих зданий, произведена замена всех наружных
и внутренних инженерных сетей, вымощено тротуарной плиткой две платформы,
перрон и Привокзальная площадь, построен гостевой павильон, установлены
навесы от плохой погоды на перроне и 2-й платформе. Все работы по реконструкции
были выполнены в кратчайшие сроки и станция Симферополь вместе с вокзальным
комплексом приведена в соответствие с требованиями Европейских стандартов.
Именно тогда привокзальная площадь была расширена еще больше и достигла
въезда на мост по которому проходит дорога на ГРЭС и в аэропорт Центральный.
А на площади появился первый и пока единственный симферопольский Макдональдс.
Макдональдс.
Такой был.
Такой сейчас.
Прошло время и расширенный в 2000 году вокзал опять стал
мал для разросшегося Симферополя. И вот теперь в 2010 году вновь заговорили
о реконструкции железнодорожного вокзала. Крымские власти совместно с
дирекцией Приднепровской железной дороги разработали предварительный проект,
согласно которому вокзал расположится на территории микрорайона Нижняя
Украинка (ул. Москалева) и заработает уже к началу следующего курортного
сезона, заявляют в Совмине.
Как рассказал журналистам министр транспорта и связи АРК Николай
Черевков, предварительный проект нового пригородного вокзала создан в максимально
сжатые сроки — в течение месяца-полутора и полностью удовлетворяет железнодорожников,
крымские и симферопольские власти. Согласно проекту, вокзал разместится с противоположной
стороны существующего вокзала, на территории Нижней Украинки. Как сообщил на презентации
проекта главный инженер ГП "Приднепровская железная дорога" Александр
Завгородний, его построят на месте сооружений и конструкций, обеспечивающих обслуживание
электропоездов.
По словам А. Завгороднего, согласно плану, общая площадь пригородного
вокзала составит 6,5 тыс. кв. метров. На этой территории построят трехэтажное здание
вокзального комплекса, которое будет нависать прямо над железнодорожными путями,
крытый надземный переход с эскалатором, соединяющим существующий вокзал с новым.
При этом, как отметил Н.Черевков, любителям бесплатных проездов, или, проще говоря,
зайцам, на новый вокзал путь будет заказан — входы снабдят специальными стойками,
"фильтрующими" безбилетников.
Вокзальный комплекс включит в себя объекты торговли, общественного
питания, а также стоянку на 100 автомобилей. "Это строительство — очень большой
шаг для города. Если мы это сделаем, то более чем 60% всего транспорта с привокзальной
площади уйдет на ту сторону", — сообщил во время презентации Н. Черевков. По
его словам, в настоящее время ул. Москалева находится не в таком состоянии, чтобы
пускать по ней междугородный и городской транспорт, поэтому ее сначала отремонтируют
и создадут удобную транспортную развязку.
Реконструкция сегодня (2010 г.)
В настоящее время строительство нового ЖД вокзала уже началось.
Снесены пакгаузы службы грузовых перевозок, к уже существующим четырем платформам
и 7 путям уже пристраиваются еще три пути и закладываются еще 2 платформы. Для этого
немного реконструированы уже существующие пути, используемые ранее для грузовых
составов. Автор сайта побывал на строительстве. Ниже предлагается фоторепортаж со
стойки.
Здесь будет стоять здание нового вокзала.
Часть территории уже свободна.
Задействована мощная строительная техника.
Монтаж новой контактной сети.
Укладка рельсового полотна.
Общий вид стройки.
При реконструкции пришлось
передвинуть в сторону один из путей. Укладка почти закончена.
Хорошо видно, что переделано.
Гравий под старыми путями серого цвета, а под свежеуложенными светлый.