Симферопольцы всех стран объединяйтесь! |
История вокзала | |||
Музей железнодорожного транспорта
Наряду с официальными государственными музеями в нашем городе, существуют и ведомственные музеи, организованные при различных организациях и на их деньги. Так при станции Симферополь уже много лет существует музей истории железнодорожного транспорта. Создан музей энтузиастами железнодорожниками при поддержке таких же неравнодушных людей в руководстве Крымской дирекции дороги. В ноябре 2011 года мы с супругой посетили этот музей. Музей находится на территории вокзала. Пройти к нему можно по пешеходному мостику, который начинается прямо возле башни с часами (с правой от нее стороны). Вход на мостик непосредственно с привокзальной площади (примерно там, где отходят троллейбусы на Алушту). Пройдя по мостику через железнодорожные пути, но не доходя до его конца вы увидите вывеску музея (см. фото сверху) на втором этаже двухэтажного здания. К музею ведет специально построенный для входа в музей боковой мостик.
На любовно оформленных стендах музея рассказывается о каждой службе, каждом подразделении непростого железнодорожного хозяйства. В музее можно увидеть множество уникальных фотографий, документов и других экспонатов. Большую работу по обновлению всех стендов и по поиску экспонатов для музея в то время делал тогдашний директор (смотритель) музея Павлов Александр Николаевич.
История нашей железной дороги тесно связана с историей Российских железных дорог. Изначально железная дорога через Симферополь до Севастополя предназначалась для того, чтобы иметь возможность путешествовать в Крым для царской семьи и российской знати. Иметь дачу на южном берегу Крыма тогда стало очень модным. Первый поезд прибыл на станцию "Симферополь" 14 октября 1874 года. Именно тогда был сдан в эксплуатацию участок Мелитополь-Симферополь Лозово-Севастопольской железной дороги и открыта станция Симферополь. Техническая вооруженность вновь построенной железнодорожной линии была далека от совершенства. В путь были уложены рельсы, изготовленные Путиловским заводом, качество которых было низкое и их приходилось менять ежемесячно.
Для обслуживания грузовых и пассажирских поездов применялись паровозы Киевского и Коломенского заводов. Их мощность позволяла водить поезда средним весом 460 тонн и формировать пассажирские составы всего из 6-7 вагонов. И хотя в среднем за сутки через станцию проходила всего 1 пара пассажирских поездов и 2 пары товарных составов, тем не менее, уже к 1880 году было перевезено более 600 тыс. пассажиров и 20 миллионов пудов грузов.
Основными видами груза были лес, хлеб, уголь, идущие в Севастопольский порт, и далее за границу, а также овощи, камень, соль. Железная дорога и новая станция имели большое экономическое значение. Например, в "Путеводителе по Крыму" Г. Караулова и М. Сосногорова, который в 1883 году вышел уже четвертым изданием, говорилось, что "Со времени постройки Лозово-Севастопольской железной дороги Симферополь получил значение центрального пункта для приезжающих в Крым и для выезжающих из него, равно как и для отправки из Крыма на север местных произведений: фруктов, вина и табаку. И потому он теперь много выиграл даже в торговом и промышленном отношении: в симферопольских лавках и магазинах можно найти и купить всегда почти все, что нужно, и купить по недорогой цене - чего нельзя сказать про другие крымские города". К 1880 году на станции были установлены электроколокольные аппараты связи системы Сименса-Гальске, по одному в каждую сторону, приводимые в действие магнито-редукторами по станции. А через 20 лет была налажена оперативная телефонная связь. События первой российской революции 1905-1907 годов и наступившая вслед за этим реакция, негативно сказались на темпах развития железнодорожного транспорта и станции "Симферополь". Однако после 1907 года и по 1917 год включительно объем перевозок ежегодно нарастал. В ходе гражданской войны и в послереволюционную пору движение поездов на полуразрушенной дороге осуществлялось нерегулярно. На стабилизацию перевозок потребовались долгие годы. К 1933 году станция была оборудована диспетчерской связью, имела полуавтоматическую блокировку и механическую централизацию. После разгрома немецко-фашистских войск и освобождения Крыма начались работы по восстановлению разрушенного хозяйства станции. В 1946 году в Симферополе началось строительство нового ЖД вокзала. Оно велось по проекту Александра Николаевича Душкина. В 1951 году вокзал был закончен и сдан в эксплуатацию - сегодня это одно из красивейших архитектурных сооружений в стране. Вокзалы с аналогичными архитектурными решениями по проектам Душкина построены также в Днепропетровске и Сочи. По документам строительства и сдачи в эксплуатацию вокзала, сохранившихся с 1951 года, мы установили, что стоимость его (без стоимости стройматериалов) составляла по тогдашним ценам 8 миллионов 559 тысяч 375 рублей. Стройка велась из инкерманского камня силами железнодорожных строительных организаций. На первых порах в качестве рабочей силы использовались немецкие военнопленные.
Отец автора данного сайта - Белов Владимир Иванович много лет проработал в Крымском отделении железной дороги. Он приехал в Симферополь в 1957 году после окончания Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и проработал 40 лет до выхода на пенсию. Я передал в музей целый набор фотографий из семейного архива. Теперь некоторые из них займут свое место на одном из стендов.
| |||
Автор сайта: Белов Александр Владимирович Личный сайт автора https://belov.mirmk.ru E-mail simfion@internet.ru |