В 2009 году в детском парке Симферополя
произошло небольшое но интересное событие. Оно касается хорошо знакомого
почти каждому Симферопольцу уголка сказок. Состояло событие в том,
что взамен украденной русалки, которая долгие годы висела на ветвях
столетнего дуба новые хозяева сказочного городка заказали и установили
новую русалку. Одна из местных газет тут-же заметила это событие
и посвятила ему довольно большую статью. Сенсационная составляющая
по мнению газеты состояла в том, что новая русалка бесстыдно выставила
на всеобщее обозрение свой обнаженный бюст, что привлекает нездоровый
интерес мужского населения Симферополя. Меня тоже заинтересовал
этот факт. И первое, что мне бросилось в глаза - это несоответствие
стиля, в котором выполнена новая русалка стилю всех остальных скульптурных
изображений Уголка сказок. Новая русалка похожа скорее на сфинкса.
Но не это на мой взгляд самое интересное.
Самое, на мой взгляд, скандальное во всем этом
не оголенные груди. В наше время оголить грудь уже практически считается
вполне естественным. Вспомните хотя бы скандальное движение "Фемен".
Главный казус как раз существовал и в старой русалке. Он же перекочевал
и в новую. Дело в том, что наша, давно всем известная русалка стала
жертвой недоразумения. В сказочной мифологии есть два совершенно
разных героя, именуемых одинаковым именем. В греческой мифологии
русалка - это женщина с рыбьим хвостом. Причем беда в том, что именно
этот вид русалок в нашем народе стал наиболее раскрученным. И никого,
почему-то не удивляет, почему существо с большим рыбьим хвостом
влезло на дерево. И как ей это вообще удалось?
Представления о русалках сложились у нас под воздействием,
прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", посему большинство граждан
(и детей, и взрослых) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими
хвостами и вступают с человеком в сложные взаимоотношения.
Однако, в русской мифологии русалка - совсем другое существо!
Большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не
зря поместил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с
заморскими подругами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее
и в помине нет.
В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа,
в которых превращаются заложные (то есть умершие неестественной смертью) покойницы
– самоубийцы, а также проклятые родителями. Как правило, это красивые девушки
с распущенными волосами – зелеными, реже русыми; характерная черта в облике
русалок – крупные груди. Повстречаться с этими созданиями можно либо на берегах
водоемов, где они расчесывают свои волосы, либо в лесу – они любят качаться
на ветвях. Вот почему у Пушкина "русалка на ветвях сидит"!
Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают
по суше. Русский ученый, специалист по восточнославянской этнологии и фольклористике
Д.К. Зеленин приводит такое описание: "К русалкам относят женщин, наложивших
на себя руки. Получив в свое владение подобную женскую душу, главный начальник
злых духов дает повеление варить ее в котле, с разными снадобьями и зельями,
отчего женщина делается необыкновенной красавицей и вечно юной; они живут
обыкновенно в реках, а с Троицына дня до Петрова странствуют по земле, витают
в лесах, избирая себе приютом старые деревья, особенно дубы; качаются на древесных
сучьях или разматывают пряжу, похищая ее у поселянок, которые ложатся спать
без молитвы. Русалки ненавидят женщин и прельщают мужчин. Ни один мужчина
не может устоять против ослепительной их красоты и при первом взгляде влюбляется".
Кроме того, они совершают всякие каверзы: портят посевы, топят людей, защекочивают
до смерти, сводят с ума и т.д. Еще они могут напускать мор на домашний скот,
насылать проливные дожди и град. |
Вот так примерно выглядит настоящая славянская русалка
|
Но от козней русалок можно спастись. Как и прочая нежить,
они не выносят вида креста, не могут переступить через начерченный на земле
круг, осененный крестным знамением; боятся чеснока и любого железа, будь то
иголка, булавка или нож. Когда русалка окликает человека по имени, следует
хранить молчание: не зная имени, она не в силах причинить вред. "Против
чар и козней русалок, – пишет фольклорист С.Максимов, – отыскалось еще снадобье,
равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, – это полынь, трава
окаянная, бесколенная. Надо только пользоваться ее силой и применять ее на
деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою.
Русалка непременно подбежит и спросит: "Что у тебя в руках: полынь или
петрушка?" – "Полынь". – "Прячься под тын", – громко
выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить
эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать "петрушка", то
русалка ответит: "Ах ты, моя душка", – и примется щекотать до тех
пор, пока не пойдет у человека изо рта пена и не повалится он, как мертвый,
ничком".
Правда, справедливости ради, нужно отметить, что
данное заблуждение очень распространено на всей территории бывшего
советского союза. Причем "очень распространено" - это
слишком мягко сказано! Оно просто полностью и безраздельно доминирует.
Русалку, в виде женщины с рыбьим хвостом, представляют себе практически
все иллюстраторы сказок Пушкина и создатели подобных, очень популярных
некогда в СССР Сказочных городков.
|