Симферопольцы всех стран объединяйтесь! |
История рынков | ||||||||||||||
Древний базарКак известно, город Симферополь строился в непосредственной близости с древним татарским городом Ак-Мечеть. Почти сразу эти два города слились в один населенный пункт. Конечно же, как и в любом городе, в Ак-Мечети был свой базар. Видимо, этот базар и стоит считать первым базаром Симферополя. В своем очерке о первом базаре Симферополя В.Е. Поляков пишет: Сегодня мы можем только гадать, каким был симферопольский базар всего лишь два с половиной века назад. Убежден, что он ничем не отличался от базаров Стамбула и Бухары, Мекки и Самарканда. Многие его элементы сохранялись еще и полвека назад, и симферопольские старожилы часто вспоминают его своеобразное восточное очарование. Находился он, по мнению краеведа Бориса Чупикова, между современными улицами Октябрьская (Петропавловская), Пролетарская (Губернаторская) и Одесская (Греческая). От этого времени даже сохранилось одно здание - "лавка с колоннами" (улица Одесская 12). Лавка с колоннами.
146
Постепенно новый губернский город рос и, если вначале рынок располагался на краю города, то в губернском Симферополе оказался в самом его центре и уже не мог расширяться. Для губернского города тот древний рынок был явно мал. Вопросы о переносе базара поднимались постоянно, но, как всегда, решение вопроса затягивалось. Дело сдвинулось, когда в городе разразилась эпидемия чумы (1812 год). Город оцепили войсками, и доступ к рынку закрыли. Но крестьянам нужно было где-то сбывать свою продукцию. И вблизи города, на пустыре где сейчас расположен современный рынок, образовалось целых два стихийных базара. После эпидемии стихийно возникший базар не исчез. На новом месте остался сенной базар и дровяной. А обычный, продовольственно-вещевой рынок, переместился немного ближе к центру и занял пустующие земли между современными улицами Кирова и Севастопольской. Там, где сейчас находятся здание совмина и парк Тренева.
Сначала торговые ряды базара размещались там, где сейчас расположен совмин. А территория нынешнего парка Тренева представляла собой рыночную площадь, где останавливались повозки торговцев и покупателей, съезжающихся со всего Крыма. Ну совсем, как сейчас! На левом фото (см. выше), как раз и запечатлена эта площадь.
Посреди базара, над главным его сооружением, были установлены большие, квадратной формы четырёхсторонние часы с римскими цифрами на циферблате и ажурными стрелками, хорошо видные со всех сторон. Улица, на которой стояло здание с часами, называлась улица Кантарная (сейчас Чехова). . Дом с часами строился как гостиница для торгующих. Называлось это Народный дом. На снимке "Панорама базара" он слева. Народный дом, торговые ряды.
051
На этом снимке торговые ряды находятся еще на территории
нынешнего совмина. Слева народный дом. На современном снимке примерное
место их расположения.
Со временем на месте торговых рядов появился молокозавод, а рынок переместился туда, где была рыночная площадь. Дом с часами стал выполнять роль конторы молокозавода. Тогдашние пацаны подрабатывали на рынке, продавая среди торговцев свежую холодную воду, которую они оптом покупали в здании молокозавода. А еще на рынке ходили торговки и продавали бузу. Буза - слабоалкогольный густой и сладкий напиток приготовленный методом брожения из пшеницы, кукурузы или проса. В те времена этот напиток был очень популярен у жителей Симферополя. Улица Кантарная, рынок, башня
с часами.
050
Старинная открытка: улица Кантарная. Слева здание с
часами, справа торговые ряды. На современном снимке - улица Чехова (то
же самое место в наше время).
Вот как описывает рынок Рефат Фазылович Аппазов: Посреди
базара, над главным его сооружением, были установлены большие, квадратной
формы четырёхсторонние часы с римскими цифрами на циферблате и ажурными
стрелками, хорошо видные со всех сторон. Базарная площадь была разбита
на несколько частей. Одна часть состояла из торговых рядов в виде деревянных
палаток и навесов. Вот мясной ряд, сплошь заполненный всевозможным товаром.
Здесь не допускалось, чтобы рядом располагались торгующие говядиной, бараниной
с торгующими свининой. Свинины было не много, так как крымские татары
и евреи свинину не употребляли вообще. Применение одного и того же ножа
или топора для разделки свинины и других видов мяса считалось недопустимым
- продавцу это могло обойтись полным бойкотом и всенародным позором. А
как рубили мясо, какими аппетитными и красивыми кусками оно висело на
крюках! Сегодня я смотрю на прилавках магазинов на мясо и не понимаю:
то ли строение животных претерпело такие страшные изменения, то ли рубщики
мяса полностью потеряли свою былую квалификацию. Зачастую выставленные
куски мяса вызывают не аппетит, а отвращение.
|
Автор сайта: Белов Александр Владимирович Личный сайт автора https://belov.mirmk.ru E-mail simfion@internet.ru |